Социализация и интеграция детей иностранных граждан
ПОЛОЖЕНИЕ
о консультативном пункте МБОУ «Лянторская СОШ №4» по вопросам обучения и социальной адаптации детей из семей мигрантов, а также детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение, разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 01.06.2005г. №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013г.) «О государственном языке Российской Федерации», от 25.10.1991г. №1807-19в редакции от 02.07.2013г.) «О языках народов Российской федерации», Типовым положением об образовательном учреждении (приказ от 20.04.2001г. №1780 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении»), Уставом МБОУ «Лянторская СОШ №4» (зарегистрирован: постановление администрации Сургутского района от 26.10.2011г. № 3990; изменения в Устав МБОУ «Лянторская СОШ №4»: постановление администрации Сургутского района от 19.06.2012г. №2111), письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999г. № 682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцах в общеобразовательных учреждениях РФ»), приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 31.01.2014г. №91 «Об организации регионального адаптационного центра», приказа департамента образования администрации Сургутского района от 14.04.2014г. №257 «О консультационных пунктах».
1.2. Положение регламентирует деятельность консультативного пункта для детей-мигрантов в возрасте от 6,6 лет до 18 лет и их родителей (законных представителей).
1.3. Консультативный пункт предоставляет обучающимся, прибывшим из стран ближнего и дальнего зарубежья, образовательные услуги с целью социальной адаптации детей-мигрантов.
1.4. Консультативный пункт формируется из числа сотрудников школы (административные работники, педагогические работники). В состав пункта входят: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, представитель управляющего совета ОУ, родители детей-мигрантов, владеющие русским языком.
1.5. Из состава консультативного пункта избирается председатель, заместитель председателя и секретарь.
2. Основные цели и задачи консультативного пункта
2.1. Целями консультативного пункта являются:
- оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям-мигрантам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения и социальной адаптации детей-мигрантов, а также детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком;
- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания детей-мигрантов.
2.2. Основными задачами консультативного пункта являются:
2.2.1. Оказание консультационных услуг по вопросам адаптации и интеграции детей-мигрантов:
- выбор оптимальных методов обучения и воспитания детей-мигрантов;
- выявление и устранение потенциальных препятствий адаптации, оказание содействия в социализации детей мигрантов (формирование социального опыта);
- развитие навыков общения на русском языке детей-мигрантов в бытовой и учебной сферах (обогащение лексического запаса детей-мигрантов);
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психологическом и социальном развитии детей-мигрантов.
2.2.2. Создание специальных условий социальной адаптации детей-мигрантов с целью снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и макросреде.
2.2.3. Обеспечение взаимодействия в работе между консультативным пунктом образовательного учреждения и районными службами, работающими с семьями мигрантами.
2.2.4. Укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе.
3. Организация работы консультативного пункта
3.1. Консультативный пункт открывается на основании приказа директора школы.
3.2. Общее руководство консультативным пунктом осуществляет директор школы, непосредственное руководство – заместитель директора по оздоровительной работе.
3.3. Порядок организации методической, диагностической консультативной помощи семьям мигрантов: психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, воспитательной службы и других специалистов (учитель русского языка, учитель начальных классов, музыкальный работник, учитель физической культуры, учитель ИЗО).
3.4. Психолого-педагогическая и медико-социальная работа с детьми и консультирование родителей (законных представителей) в консультативном пункте проводятся специалистами индивидуально, в подгруппах или группах. На занятиях с детьми могут присутствовать родители (законные представители). Родители (законные представители) предоставляют заявление (согласие) на обследование и оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов службы ППМС сопровождения.
3.5. Основными формами работы консультативного пункта являются:
- очные консультации для родителей (законных представителей);
- коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей (законных представителей);
- совместные занятия с родителями (законными представителями) и их детьми с целью обучения родителей (законных представителей) способам взаимодействия с ребенком;
- практические семинары, мастер-классы, тренинги для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов.
3.6. Консультативный пункт осуществляет взаимодействие между МБОУ «Лянторская СОШ №4» и дошкольными образовательными учреждениями, организациями социальной и медицинской поддержки детей-мигрантов и родителей (законных представителей), региональным адаптационным центром и другими организациями.
4. Требования к работникам консультативного пункта
4.1. Работники консультативного пункта руководствуются в своей работе нормативными документами федерального уровня, приказами и распоряжениями Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, департамента образования администрации Сургутского района, директора школы и настоящим Положением.
4.2. Работники консультативного пункта должны иметь соответствующую квалификацию по должности, подтвержденную документами об образовании.
4.3. Работники консультативного пункта обязаны проводить методическую работу, вести документацию, отражающую динамику развития детей, предоставлять отчеты о своей работе непосредственному руководителю и директору школы.
5. Документация консультативного пункта
5.1. В перечень обязательной документации консультативного пункта входят:
- годовой план работы консультативного пункта;
- журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
- аналитический (статистический) отчет о работе за год;
- регистрационные листы на каждого ребенка (заполняются на первичных консультациях).
5.2. За ведение документации консультативного пункта ответственность несет директор школы.
6. Состав консультативного пункта по вопросам обучения и социальной адаптации детей из семей мигрантов, имеющих уровень знаний по русскому языку и предметам, изучаемым в учреждении
В состав консультативного пункта входят руководитель образовательной организации, заместители руководителя, специалисты службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-организаторы), учителя русского языка и литературы, родители (законные представители) обучающихся, владеющие русским языком.
русский язык вместе с проектом «Дети здесь».
«Дети здесь» – это бесплатный образовательный проект для детей, который поможет им просто и быстро
выучить русский язык. Онлайн-платформа детиздесь.рф включает обучающие видеокурсы, тесты и
мультфильмы. Все видео снабжены субтитрами на таджикском, узбекском, киргизском и азербайджанском
языках.
На сайте и в социальных сетях проекта (https://vk.com/detisdes) можно записаться на онлайн-встречи для
родителей и разговорные клубы для детей.
На онлайн-встречах для родителей руководитель проекта познакомит вас с платформой, покажет, как
зарегистрироваться и начать обучение, и ответит на ваши вопросы.