Согласование образовательной модели школы со структурой ее управления - непременное условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов.
В основу проектирования модели управления нашей школой положены: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), нормативно-правовые документы Министерства образования и науки России, Устав школы, решения Департамента образования и науки ХМАО - Югры, департамента образования Сургутского района, педагогического, управляющего, ученического советов школы. Реальная возможность, придать педагогической деятельности целостность и оптимальность, связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой (модульной) системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся, их родители, члены педагогического и управляющего советов.
Децентрализации системы управления должна способствовать гармонизация содержательной и управленческой деятельности. Для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальные комбинации. И деятельность их определена следующими стратегическими требованиями: полный охват всех направлений работы; координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений; адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших; использование в управлении школой современных информационных технологий; делегирование части управляющих полномочий государственно-общественному органу - управляющему совету; оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов к принятию управленческих решений, исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и государственно-общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: педагогический совет, управляющий совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения, включая заместителя директора по административно-хозяйственной работе, заведующего хозяйством. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой развития школы, образовательной программой и ожидаемыми результатами, то есть обеспечение тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень – методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений, председатели советов, объединений, рабочих, творческих групп учителей, научно-практических лабораторий и т.п. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию, разделение функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень – обучающиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления – самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу «власть – подчинение».
Согласно Уставу школы формами самоуправления в ОУ являются: общее собрание трудового коллектива, управляющий совет, педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся (в том числе, научное общество "КВАНТ").
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности одного должностного лица на другого.
Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качество подготовки выпускников школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не является неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.
Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет: динамики квалификационного уровня педагогов; эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогический процесс, его гуманизация и гуманитаризация; информационного обеспечения, компьютеризации образовательного учреждения; уровня развития органов соуправления и самоуправления; степени согласованности действий между структурными подразделениями школы для достижения конечной цели – подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни современного социума.
Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации обучающихся, изучения уровня их воспитанности, а также по результатам, достигнутым учащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.
В состав администрации школы входит 8/1 человек: директор, 3 заместителя директора по организации образовательной деятельности 3 уровней обучения (начального общего образования, основного общегообразования, среднего общего образования), 1 заместитель директора по организации методической работы, 1 заместитель директора по организации воспитательной работы, 1 заместитель директора по организации оздоровительной работы, 1 заместитель директора по организации административно – хозяйственной работы, 1 заведующий хозяйством. 6 членов администрации являются учителями, 1 педагог-психолог высшей квалификационной категории. 9 членов администрации имеет высшую квалификационную категорию («руководитель»-1, «заместитель директора» -7, «заведующий хозяйством - 1). Стаж административной работы от 5 до 26 лет. Все члены администрации имеют достаточный уровень научно – теоретической и методической подготовки, владеют навыками проведения анализа работы педагогического и ученического коллективов и осуществления планирования. 8 членов администрации ОУ прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджер в сфере образования» (516 часов). Функциональные обязанности между заместителями директора целесообразно распределены с учетом условий, приоритетных задач школы.